Негативные самскары мешают нам жить. Но это можно исправить. Патанджали говорит о четырёх способах, которые могут помочь нам ослабить эти негативные тенденции, заложенные в прошлом. Он даёт четыре совета.
Первая ситуация. Представьте, что вы идете на работу, у вас серьезный вид, впереди дела разные. И вдруг вы видите счастливого человека, который идёт и просто сияет. Какая у вас будет инстинктивная реакция? «Добрая» реакция: «Что ты такой веселый? Сегодня ж понедельник, утро, что ты такой весёлый, зараза?» Это наша зависть, негативная самскара. Что такое зависть? Это состояние, когда мы думаем, что мне должно быть хорошо, а всем остальным должно быть хотя бы немного хуже. И если вдруг мы видим кого-то радостным, то у нас срабатывает этот негативный инстинкт и как-то хочется попортить человеку настроение. И это замкнутый круг: всплывает самскара, она побуждает определенное умонастроение, а потом идут наши реакции. Но если мы не даем этим реакциям, побуждениям ходу, то этот круг разрывается. Мы не можем повлиять на глубинные подсознательные вещи, но когда они выходят на поверхность, то мы можем их осознавать и сознательно не давать им ходу. А когда вы не даёте этому ход, то тогда эта вещь, которая побуждает вас это делать, становится меньше. Хочется сказать что-то этому веселому человеку, а я не говорю. И моя самскара становится меньше.
Когда люди не сталкиваются с этими знаниями, им кажется, что и проблем никаких нет. Все классно! Но просто печально как-то, и как-то дует, и немного срывает, а потом депрессняк. Переодически опустошенность, одиночество. Но в принципе, все нормально. Но, когда человек узнаёт, что есть альтернативная жизнь, он начинает вдруг с ужасом осознавать, что из него вот этот негатив просто лезет. Раньше тоже лезло, но он делал, как делается, и нормально. Но тут он понимает: «О, это нехорошая вещь. Я не хочу этого, потом хуже будет. Вот я сейчас так сделаю, а потом же буду на людей кидаться. А потом буду смотреть подозрительно на всех. Надо останавливатьэто».
И Патандажали говорит: «Если видите радостного человека, то вместо того, чтобы сказать "Что это ты такой радостный?" – надо порадоваться, что хоть кто-то радостный». В этот момент вы обесточиваете вот эту негативную самскару, которая заставляет так реагировать.
Вторая ситуация – это когда мы видим печального человека, то наша негативная штука, которая в нас живёт, хочет обрадоваться: «Хорошо, что не со мной, хорошо, что это не я». Да? Это тоже в нас есть. И вместо того, чтобы так среагировать, надо посочувствовать человеку. Да, может быть, он алкоголик, но надо не поиздеваться над этим человеком, не свысока на него посмотреть, не ущипнуть его и не утопить его ещё дальше. Потому что если мы так сделаем, то мы же только себе хуже делаем этим всем. Нам потом с этим жить же ещё, потом мы будем ещё хуже реагировать. Надо остановить себя, посочувствовать человеку. Легко ли это делать? Попробуйте. Сейчас вы можете это уже просто замечать. Вот идете, и – раз! – оно в уме появилось. Это не страшно, это нормально, это у всех. В уме не считается. По крайней мере, в нашу эпоху дают особые скидки, «сезонные». Людей прошлых эпох, у кого сознание было почище, наказывали за эти штуки в уме, им не позволялось, чтобы даже оно в уме появлялось. Нам, так как сейчас вот такая эпоха, говорят: «Ладно. Но чтобы вот дальше – ни-ни». И когда мы себя останавливаем на этих мыслях и дальше ничего не делаем, то эти самскары становятся меньше.
Это мы только два совета сказали. Теперь скажем ещё два, и они ещё важнее, чем первые.
Третья ситуация: когда мы видим хорошего благочестивого человека, который обладает знанием, ведёт себя праведно, правильно, жертвенно, то надо за этого человека обрадоваться. Ведь если мы говорим: «Что ты такой вот весь праведный из себя?» – то что мы делаем этим самым? Мы настраиваемся на то, что эти качества, которые в нем есть, они нехорошие, и мы не хотим в себе их развивать.
А когда я обрадовался этому, когда я ценю это, то тогда тем самым я настраиваюсь на то, что я хочу это развивать в себе тоже. Я читал в Ведах, что если человек радуется успехам и добродетели другого человека, не завидует, а радуется, то Бог засчитывает, как будто он сам совершил этот добродетельный поступок. Кто-то сделал хорошее, а я радуюсь: «Молодец! Супер!» И считается, что как будто я это сделал. Крестик мне ставится, потому что это трудно сделать. Это не значит, что мы должны просто радоваться за других. Понятно, что и нам самим надо что-то делать. Но просто тенденция опускать вниз хороших людей очень сильная. Поэтому нам даются как бы кармические бонусы: если человек просто радуется, что кто-то успешен, а не завидует ему, то ему засчитывается, как будто он это сделал.
Попробуйте, если у вас так получится – замечательно! Но это не такая простая вещь, и при этом делать тоже что-то надо, это не значит, что ничего сейчас не надо делать. Если мы видим хорошего человека и вместо того, чтобы как-то пытаться спустить его вниз, очернить, мы радуемся, что он хороший человек, то в этот момент вот эта негативная вещь, которая толкала нас его как-то вниз спустить, становится меньше.
И четвертая ситуация: когда мы видим плохого, негативного человека, то внутри возникает возмущение и желание как-то его унизить, прибить, оскорбить. Может быть, это даже праведный гнев. Но интересная вещь: есть грех и есть грешник. Если мы смешиваем это вместе, то мы унижаем человека, оскорбляем его. На самом деле наш негатив – это оборотная сторона того, что у меня у самого есть такие вещи.
Что советует Патанджали? Он говорит, что нужно отстраниться от этого негатива, от нашего возмущения: «Вот это он хулиган такой!» Например, какой-то человек ведёт себя вызывающе, мешает нам, ругается сильно, он сидит на лекции, достаёт телефон, кликает, на фотоаппарат нажимает. И если мы отстраняемся от этого, то тогда вот эта негативная вещь в нас становится меньше. Иногда спрашивают: «А что теперь делать, если люди хулиганят? Нам что теперь, сложа руки сидеть, ничего не предпринимать?» Ответ такой, что предпринимать надо. Но уже без ненависти и злости, которая провоцирует нас. Потому что если мы делаем это таким образом, то я эту вещь, которая мной двигает, просто усиливаю. Да, надо подойти и как-то поставить на место. Но если я ставлю его на место с гневом, то тогда лучше мне не становится. Ненависть лишь растёт во мне. Но если я объясняю человеку, как надо себя вести, без этой злобы, которая у нас есть внутри, то это безопасно для нас и наша злостная самскара не увеличивается.
Вот 4 варианта, как можно ослабить наши негативные самскары. Если мы останавливаем свои побуждения, то тогда самскара уменьшается. А если мы видим что-то позитивное, надо стараться позитивно реагировать, порадоваться за хорошего человека, порадоваться его радости.